Последнее время все глобальнее наблюдаю картину – успешные (и не особо успешные) люди или компании предлагают научить, как строить собственный бизнес, причем самый разноформатный – “без вложений” , “сверх-прибыльный”, “без специальных знаний и навыков”, “в интернете”, “за 10 дней”  – нужное подчеркнуть.

Авторы самых именитых и посещаемых проектов на эту тематику заявляют – дескать результативность наших курсов около 27%, то есть у остальных, надо полагать еще ниже, но люди идут не задумываясь. Идут учиться строить свой собственный бизнес, чтобы “не работать на дядю” и “обрести свободу”, ничего не делать, сидеть на пляже, пока бизнес аккумулирует средства, чтобы потреблять все больше и больше и больше…

Больше зарабатывать, чтобы больше потреблять.

Рост ради потребления и потребление ради роста – точь-в-точь как раковые клетки.

Но эта статья не об этом…

Общаясь с многими бизнесменами, особенно теми, кто получает сверхприбыли в десятках, а то и сотнях миллионов долларов, анализируя их взгляды, цели, стремления, ход мыслей, и проделывая аналогичную работу с их подчиненными или просто офисными работниками, я вывел минимум семь причин, почему обывателю не стоит занимается бизнесом.

1. Хроническая “не стабильность” против зарплаты по расписанию и графика.

Бизнесмен – львиную часть времени находиться вне зоны комфорта. Это жизнь полная динамичных перемен и требующая, порой, молниеносных но взвешенных решений и постоянной работы с приоритетами, целями, рисками и над самим бизнесом в том числе. Обыватели называют это “не стабильностью” – отсутствием возможности после семи вечера пойти выпить пива, ну или там еще чего-то.

Специалист – получает зарплату один или два раза в месяц. Ходит на работу по графику (крутые специалисты сами формируют график), в большинстве случаев знает когда будет свободен, а когда занят, когда будут праздники, когда планировать отпуск – все вполне стабильно.

2. Решение задач за рамками собственного сознания  против решения типичных задач либо смены работы, если оные не устраивают.

Бизнесмен – изобретатель. Именно он придумывает принципиально новые схемы решения совершенно уникальных, выпавших на долю именно его бизнеса задач. Это вынуждает выходить за рамки привычных стратегий поведения, мышления и действия.

Специалист – решает задачи, которые он умеет решать. Если задача выходит за рамки его умения, он может отказаться от нее. Это чревато сменой рабочего места. Не более. Но ведь на новой работе можно продолжать решать типовые проблемы дальше и стабильно получать зарплату.

3. Самоорганизация против организации.

Тут особо и писать нечего. Большинство трудящихся в офисах неустанно ноют об ранних пробуждениях и походе на работу и мечтают просыпаться и ходить в офис когда захочется, что равносильно слову “никогда”. Да, бизнесмена никто не уволит, вот только аналогичная позиция уничтожит его бизнес и хорошо, если не затолкает в долги.

4. Само-мотивация против системы мотивации.

Для сотрудников каждой компании предусмотрены от нескольких до нескольких десятков мотивационных механизмов. Вы работаете – вас мотивируют. Не работаете – мотивируют еще сильнее. Устали работать на одной мотивации – получите тренинг по тимбилдингу или отпуск и с новыми силами и мотивацией снова в бой.

У владельца компании всего этого нет, есть расходы, связанные с этими самими мотивационными инструментами для подчиненных. Ну да, еще есть само-мотивация.

5. Затраты выше доходов и экстренные финансовые решения против зарплаты по расписанию

Как-то попался мне на глаза любопытный график, не раз отражавший реалии многих предпринимателей с которыми я общался. На одном кривая планомерно то взлетала то падала вниз – это была кривая доходов владельца бизнеса. Взлеты объяснялись грамотными финансовыми решениями, падения – непредвиденными обстоятельствами, колебаниями рынка, инвестициями в саморазвитие. Вопрос: на какой волне владелец выходит из бизнеса – взлете или падении?

Если специалист хорош и продолжает расти – то его услуги только дорожают, если работодатель банкрот – он меняет компанию и спокойно работает дальше. При правильной стратегии его прибыль растет.

6.  Неудача и необходимость «попробовать еще» против неудачи и возможности сдаться в любой момент.

Успешный человек и неудачник допускают одинаковое количество ошибок. Разница в том, как именно неудачи влияют на поведение первого и второго.

В случае провала, первый предполагает что необходимо изменить, чтобы получить результат и пробует еще раз. Повторяет процедуру многократно. Получаемый опыт постоянно анализируется. После момента когда получилось, алгоритм не прекращает работать, просто вместо негативного, анализу поддается уже позитивный опыт, а стартовая цель сменяется желанием улучшить результат.

Что делает большинство людей? – Правильно, те кто пробуют, констатируют – “не мое” и продолжают дальше рассказывать какой жестокий мир нас окружает, в какой системе мы живем ну и дальше по тексту.

Вместо седьмого пункта

Однажды я спросил у одного моего клиента, который давно стал моим приятелем – “Зачем тебе 13 проектов? Почему ты все время открываешь новые? Почему они настолько отличаются друг от друга – завод, недвижимость, IT, инвестирование, даже фестиваль?”

Он ответил мне почти так же, как и те некоторые, схожие с ним самим люди, которые состоялись в очень раннем возрасте: “Я познаю мир через бизнес, изучаю как работают разные системы и как я могу их оптимизировать, а впоследствии улучшить мир вокруг себя. А для себя лично – да мне просто в кайф понимать, что если я захочу – я открою фестиваль, а захочу – завод построю…просто понимаю, что я все это могу! Ну еще у меня есть шило в ж*пе!”

А зачем хотите заниматься бизнесом вы?

Могу предположить – затем же, зачем сейчас все еще ходите на работу “к дяде” – заработать денег.

Удачи 😉