Не ожидал такого ажиотажа вокруг темы #информационнаягигиена. Многие из вас спрашивали о базовых принципах работы с информацией — делюсь. О гаджетозависимости напишу позже.

🧐 Мыслите критично

Около 70% информации с которой вы сталкиваетесь содержит искажения. Одни допущены с целью манипуляции или маркетинга, иные — результат интерпретаций. Не верьте, пока не исследуете.

🔎 Тройная проверка

Авторитет источника и ваша вера в него не имеют никакого значения. Просто проверяйте все не менее трёх раз. Лучше в разноязычных источниках.

🌍 Формируйте кругозор

Если вам сообщают про события в каком-то месте — обратитесь к его жителям. Говорят об исследовании – напишите авторам. Даже к очевидной идее ищите оппонентов и сравнивайте аргументацию.

🧩 Ищите взаимосвязь

Выстройте сообщения в цепочку тезисов, обратите внимание на источник, дайте по две-три альтернативные интерпретации и вывода. Ложная информация часто видна на фоне общей картины.

🔁 Избегайте повторов

Речевые репризы – повторение одного и того же на разный лад один из принципов пропаганды. Отказывайтесь от источников, которые злоупотребляют этим. Обратите внимание, что много современных книг об “успехе” написаны именно по такому принципу.

🤯 Снижайте информационную нагрузку

Вы наверняка замечали как в поиске ответа на конкретный вопрос перечитывали кучу хлама. Тормозите, если ловите себя на потреблении не целевого контента.

 Не смешивайте тематику

Если только что прочли статью о медицине, не спешите читать еще одну про программирование. Вообще не потребляйте информацию просто так, а ту, что для общего развития дозируйте. Скролить ленту и читать все подряд — засорять голову хламом.

😱 Исключайте эмоциональный контекст

Настораживайтесь, когда внимание фокусируют на частные случаи вместо общего обзора явления. Привлечение детей, животных, стариков и шок-контент верный признак манипуляции.

😈 Ищите, кому выгодно

Любой контент является целевым. Даже эта статья. Я тратил на нее время, внимание и энергию. Для чего? Ответ на этот вопрос необходимо искать, потребляя любую информацию.