#iforum обязывает к актуализации знаний, трендов и решений. Выступаю на этом мероприятии второй год подряд и заметил, что подготовка к нему особым образом конституирует профессиональный опыт.

В этот раз формирование темы далось особенно сложно, и причиной тому стало вовсе не выступление на одной сцене с действующим президентом. Хотелось больше детализации и глубины, что довольно сложно за 20 минут, учитывая тему, − смена парадигмы образования под давлением технологий.

Вот некоторые ключевые тезисы:

Мышление сделало человека доминирующим видом, но конституция мышления сделала отдельных особей и их компании доминирующими внутри вида.

Определяющей силой в процессе формирования типологий мышления является образование.

Моделью мышления старого образца является конвергентный линейный метод: рост через постепенное улучшение существующей модели старого образца. Масштабирование через численное увеличение условного множителя. Влаго- и морозоустойчивые заплатки на разбитом асфальте − типичная визуализация конвергентного мышления.

Мир принадлежит компаниям и людям, которые мыслят экспоненциально.

Спутником экспоненты есть дисрапшен − глобальное разрушение и последующее поглощение ниши целиком через инновационное решение. Пример: Тесла – дисрапшен бензиновых автомобилей.

Задачей современного образования есть поиск, а также методология взращивания экспоненциальных зёрен в разных начинаниях и их дальнейшая культивация.

Второй задачей является уход от парадигмы разового затяжного обучения к принципу just in time. Это подразумевает обучение на протяжении всей жизни, точечно, под конкретную задачу.

Фундаментальным принципом современного образования является его практичность “здесь и сейчас”. Это означает отказ от нескольких привычных постулатов.

Актуальность вытесняет авторитет: человек, преуспевший 10 лет назад, не есть авторитетом, если не подтверждает обратное ежегодно. Это делает разного рода гуру прошлого бесполезными. Кроме того, ведёт к отказу от учёных степеней в академическом образовании. Вероятно, в ближайшем будущем “ученость” придётся подтверждать регулярно.

Наиболее актуальным носителем знаний сегодня является бизнес. Крупнейшие игроки создают собственные образовательные инфраструктуры при компаниях и отказываются от требования высшего образования у потенциальных сотрудников.

Будущее выглядит так: люди будут полностью обучаться внутри компаний-работодателей, а не в ВУЗах.

К 2025 году 40% студентов США перестанут платить по своим кредитам за образование из-за его неактуальности.

Речь идет о первых позициях в мировых рейтингах ВУЗов. Для сравнения, украинские университеты в мировом рейтинге находятся на 400-й позиции.

Множество современных профессий отомрут в ближайшие несколько лет, люди должны учиться осваивать новые, а также разучиваться и переучиваться.

Рейтинг самых благополучных стран мира дублирует рейтинг самых комфортных стран для учёной миграции. Уже 6 лет его возглавляет Швейцария. Главные конкуренты − США и Китай.

Главным ресурсом 21-го века являются учёные. За них идет нешуточная война.

Учёные − источник экспоненциальных идей. Бизнес − сфера их применения.

Благополучие страны и общества − в симбиозе этих величин и современной конституции мышления, обеспеченной образованием.

P.S. спасибо всей команде SingularityU Kyiv, отдельно Igor Novikov и Александр Ольшанский (Alexandr Olshanskiy) за титанический труд и вклад в развитие нации, а моей женщине за терпение, выдержку и помощь в подгтовке.