Не утихают споры на тему, должен ли бизнес-тренер иметь свой бизнес, чтобы называться таковым?

Начнем с простого вопроса – кто такой бизнес тренер?

Формальное определение — это специалист, который занимается обучением персонала и руководства компаний.

Выходит, если кто-то обучает собственников или сотрудников премудростям маркетинга, дизайна, копирайтинга или ораторского искусства – то он бизнес тренер. Называться таковым ему позволяет компетентность в предмете обучения – практика, опыт, результаты, наличие методики, и адаптированность программы под нужды конкретного бизнеса, который он точечно улучшает.

К сожалению, в головах обывателей бизнес-тренер – это дядька, который расскажет, как построить свой бизнес с нуля, желательно без вложений и еще возьмет на себя всю ответственность за возможный неуспех. К счастью, бизнес – это не алгоритм из одинаковых для всех шагов. Не набор клише. Даже идентичная бизнес модель в разных руках будет работать по-разному.

Бизнес-тренер – носитель трех переменных: специальности (включая опыт и результаты), педагогики и понимания бизнеса. С их помощью он обучает людей внутри компании делать что-то лучше, чем они делали или не делали вовсе. Этим он улучшает чужой бизнес.

Позиционирование бизнес-тренера: “Я научу вас строить бизнес” – уместно, если речь идет о каком-то конкретном бизнесе, в котором он преуспел. Например, собственник ювелирного бизнеса, овладевший навыком преподавания, декларирует: “Я научу вас строить ювелирный бизнес” – тогда ок. В противном случае, это звучит как обещание “лайфкоуча” изменить вашу жизнь за 24 часа при помощи песни, пляски и молитвы.

Резюмирую. Бизнес-тренер должен обладать опытом оптимизации хотя бы одного элемента чужого бизнеса и навыком обучения, достаточным для передачи этого опыта.