Очередной #лонгридотвольфа. Написан под вдохновением от общения с подписчиками.

Не знаю, доводилось ли вам, но в своем окружении все чаще слышу обороты со словом “ценности”.

Например:
Мы перестали сотрудничать – не сошлись в ценностях.

– Ты дурак!
– Сам дурак! У нас просто разные ценности.

– Ты тут косячишь и делаешь неправильно!
– Все я делаю правильно. У нас с тобой разные ценности.

Впрочем иногда запросы звучат весьма здраво, например: что делать с нынешними ценностями наших сограждан, как их менять? Или: ценности сотрудников моей компании таковы, что они слабо понимают пользу самого продукта, как быть?

В такие моменты от тренеров и специалистов с префиксом «пси» слышны призывы «обучать правильным ценностям», «совместно проживать правильные ценности» и заниматься прочей ересью с этим, очевидно, мало кому понятным явлением. Его и постараюсь раскрыть.

Начать следует с того, что декларируемых ценностей у людей куда больше, чем жизненных.

Вторые редко осознаны и сильно влияют на уклад жизни. О первых иногда любят поговорить и “померяться” в определенных кругах. К реальности они имеют слабое отношение.

Я знаю ребят, которые публично декларируют жизненной ценностью образование, кричат, что постоянно обучаются и даже грозятся открывать университеты, при этом безграмотно разговаривают и книги не читают, а слушают. Знаю и экоборцов, не сортирующих мусор. Знаю массу схожих примеров в бизнесе.

Реально осознанными ценностями в своей жизни руководствуется мало кто и редко когда.

Для большинства жизненные ценности определяет общество или конкретная социальная группа, к которой они принадлежат – от религиозной общины до трудового коллектива, от соседей и родителей до случайных знакомых. Такое положение вещей делает жизненные ценности в целом схожими – здоровье, деньги, свобода, дети, семья и множество других. Часто не потому, что человек хочет, но потому, что заразился от окружения.

Важно отметить еще несколько ключевых моментов:

– разные социальные группы продвигают разные ценности;

– на разных этапах жизни ценностные ориентиры меняются, хотя есть и “статичные”;

– каждая ценность – своего рода источник эмоций и занимает свое место в личной иерархии, связанной с эмоциональным насыщением;

– способность извлекать эмоции из конкретной ценности приходит через моделирование шаблонов поведения социального круга, в котором формируется личность.

Уместно вспомнить описаный Жаком Фреско диалог с полинезийским охотником за головами:

– У тебя на двери жилища висят три отрубленные головы – тебя это не смущает?

– Очень смущает. У моего брата их семь!

Возвращаемся к нашим реалиям. На каком-то этапе человека может сильно заряжать ценность с условным названием “свобода”. Ему будет чуждо стремление зарабатывать большие деньги, строить бизнес, заводить семью или покупать недвижимость. Приоритетами будет мобильность, отсутствие материальных привязанностей, возможность быстрой смены обстановки.

В то же время, руководствуясь условной ценностью “природа”, он будет сильно заботиться об окружающей среде: завидев в лесу мусор, непременно его уберет, отсортирует собственный, будет ездить на электромобиле и так далее.

На основе ценностных приоритетов, жизненного опыта и личной системы восприятия будут сформированы убеждения, субъективные верования, выражаемые как “я считаю, что…”, «все лучшее детям», «работа не волк, …», «мужчина должен…», «жизнь – это спорт» и тысячи других.

Комплекс убеждений сформирует систему координат для ориентации в мире. Он станет основой для возникновения личных поведенческих паттернов, которые дополнят заимствованные у окружения.

Далее весь мир будет “упаковываться” в голове, проходя по простой воронке:

ценность (источник эмоции) – убеждение (логическое обоснование) – поведение (вытекающие действия).

Все это, разумеется, неосознанно.

Бег по утрам или пивас вечерком – всего лишь следствие некоторого ценностного ориентира и вытекающих из него убеждений. Человек делает то, во что верит.

Нельзя говорить о хороших, плохих, правильных или неправильных ценностях и, следовательно, убеждениях без связки с результатом.

Один из моих любимых писателей Чарльз Буковски всегда считал, что литератор не должен работать трезвым, и сам творил только после двух бутылок вина. Он же был убежден, что творческому человеку вредно работать и предпочитал временные подработки, не считая работу на почте. Будучи нигилистом и много выпивая, он получил мировое признание и считается одним из выдающихся американских писателей послевоенного поколения.

Можно ли назвать его ценностные ориентиры и вытекающие убеждения “хорошими” и рассматривать их как пример для подражания или модель достижения блестящих результатов в литературе? Вряд ли, но они работали конкретно у него.

Частный комплекс из ценностей, убеждений и поведенческих паттернов очень редко может служить примером для большого количества людей.

Представьте себе маргинальное и пьющее общество, в котором появляется ЗОЖник – марафонец. Каковы его шансы изменить окружение, если у него не прокачана харизма до 99 уровня?

Отсюда – нерабочая модель лидеров мнений, которые лезут из кожи вон, только бы в глазах общественности стать примером для подражания. Это работа на тщеславие, но не на результат. Отсюда же и очень сомнительный результат от экспертов “успешного успеха” – у них тоже личные модели, но не общественные.

Если отталкиваться от мысли, что большинство людей живут не осознавая своих ценностей и впитывают их из общества, то и коррекция этих самых ценностей должна происходить через общественные институты, комплексно и сразу с замахом на большой охват. Лидеры мнений в таком случае могут быть посредниками между источником изменений и обществом.

Простой пример: в Норвегии, где я сейчас нахожусь, нельзя купить алкоголь после восьми вечера. В субботу – после шести. В супермаркетах есть только пиво. За чем-то покрепче надо ехать в специализированные магазины, которых мало. В ресторанах спиртное дорогое даже для местных. В стране культивируется хайкинг – спортивный туризм. Походы в горы заменяют качалку для многих. “Эко” – не тренд, а норма, как и стремление к здоровому образу жизни. Право доступа к природе (норв. Allemannsretten) появилось в незапамятные времена, а с 1957 года стало частью законодательного Акта о свободном доступе к природе. Данное право позволяет каждому наслаждаться природой и нередко распространяется даже на территории, которые являются частной собственностью. При этом есть поправки о сохранении природы в первозданном виде. Итого имеем комплекс из законов, традиций, трендов и норм в масштабах страны.

В качестве резюме для любителей сжатой сути: изменения ценностей происходят под воздействием многоуровневых социальных систем, выраженных в традициях, нормах, законах, трендах и при поддержке разных социальных групп. Построение таких систем возможно при плотном сотрудничестве людей со знаниями и людей с властью. К сожалению, это очень редко одни и те же люди.