Сегодня меня пригласили в качестве слушателя на пятичасовой семинар, где я в очередной раз убедился в том, что быть хорошим специалистом в любом виде деятельности не дает права называть себя тренером. В очередной раз огорчил тот факт, что «тренера» ощущая свою компетентность в теме, совершенно не осознают степень своей безграмотности именно как учителя. Увы, но именно тренерская некомпетентность ведет к тому, что многие обыватели никогда не обратятся к сфере самообразования, просто потому, что само понятие инфобизнеса, тренингов и тому подобных обучающих мероприятий ассоциируется с «разводняком» или заикающимися мальчиками на фоне вайтбордов.

Ну, давайте обо всем по порядку. Кто такой тренер, он же коуч, спикер, наставник, учитель? В первую очередь это человек, который является специалистом в чем-то.  Причем именно мастером своего дела, практиком, живущим своим делом – успешным и состоявшимся в профессиональном аспекте. Никак иначе.

Выводим тезис – быть профессионалом.

Но чтобы быть тренером, этого как я уже упомянул выше – мало, необходимо еще кое-что. Издавна наука о воспитании и обучении человека называлась педагогикой, такое же название она имеет и по сей день. Одной лишь педагогики мало, нужна еще и психология. Изучением этих наук уделяют в среднем  по четыре года в профильных ВУЗах. В принципе ничего не мешает постичь все необходимое с помощью литературы, компетентных наставников и профильных тренингов. Поскольку направления являются самодостаточными – в овладении оными так же уместен термин профессионализм.

Следующий тезис – на высоком профессиональном уровне разбираться в психологии и педагогике. Теории и практике.

Среди прочих факторов тренеру совершенно необходимо владеть собственным метасообщением дабы быть воспринятым должным образом. Жестикуляция, в том числе и манипулятивная имеют весьма значимую роль. Знать особенности человеческой перцепции нужно для того, чтобы не усыпить и не утомить аудиторию за первые полчаса своей речи, как это сделал сегодняшний спикер, на лекции которого довелось побывать. Стоит помнить, что помимо ушей, есть еще визуальный и тактильный каналы восприятия, между которыми необходимо научиться «переключаться». Критично важными является знание коммуникативных приемов, которые хоть и созданы на базе вышеупомянутых психологии и педагогики, однако относятся к отдельной дисциплине – риторике.  Да, необходимо владеть речью – пользоваться необходимыми резонаторами, должным  образом интонировать, знать, когда ускориться, а когда замедлиться, когда повысить тон, а когда наоборот понизить. Как расставить акценты в предложении, дабы оно «дошло» да адресата. Можно еще продолжать список, пополняя его пунктами десятками, если не сотнями необходимых приемов и психотехник, можно сказать что речь должна быть как минимум лексически-богатой и не содержать слов и звуков паразитов. Можно продолжать список всего необходимого еще долго, но…

Выведем третий, очень емкий тезис – быть артистичным и быть хорошим оратором.

Ну и последнее, единственное, чем должен быть занят настоящий тренер – своим развитием в вышеупомянутых направлениях.

Специалист, даже самый хороший, но без психологической, педагогической и коммуникативной подготовки – всего лишь специалист, точно не тренер.

Хороший спикер – без должного уровня специальной профильной подготовки – в лучшем случае просто спикер или теоретик.

Очень хочется видеть вокруг себя  все больше тренеров, и все меньше аматоров, которые ввиду ошибочного представления о том, что все, что нужно тренеру – говорить банальности в камеру или в зал, лезут в эту сферу деятельности.

Очень хочется больше хороших информационных продуктов, ориентированных на развитие людей вокруг себя, а не удовлетворения чувства собственной значимости, и попытку срубить “легких” денег.